Дуччо ди Буонинсенья

Дуччо ди Буонинсенья
(Duccio di Buoninsegna) Упом. с 1278—1319, Сиена. Итальянский живописец. Основатель сиенской школы, ставшей одной из ведущих в итальянской живописи XIV в. Работал в Сиене и Флоренции. Наряду с Чимабуэ Дуччо принадлежал к итальянским мастерам конца XIII — начала XIV в., продолжавшим ориентироваться на византийские традиции; определенную роль в его творческом формировании сыграло и знакомство с искусством готики, в частности, с французской миниатюрой. В то же время искусство Дуччо проникнуто новой духовной атмосферой, складывавшейся в Италии конца XIII — начала XIV в. Исходя из византийских прототипов, унаследовав высочайшую живописную культуру византийских мастеров, Дуччо внес в итальянское искусство новое образное начало, лиричность и тонкую эмоциональность; отказавшись от византийской строгости, он наделил евангельских персонажей более мягкой, ясной, одухотворенной красотой. Один из самых изысканных живописцев своей эпохи, Дуччо сочетал в своих работах тонкость письма с гармонией плавных, спокойных линий и нарядностью красочной гаммы, в которой сияние золотого фона и обилие киноварно-красных и густо-синих тонов соседствует с утонченными сочетаниями бледно-розовых, серебристо-голубых, сиреневых, фисташково-зеленых тонов. Среди дошедших до нас работ Дуччо преобладают иконы небольшого размера, но его дарование наиболее полно раскрылось в двух монументальных алтарных композициях, единственных его документированных работах. В Мадонне Ручеллаи Дуччо, исходя из разработанного Чимабуэ типа алтарной картины, решает ее в новом ключе, противопоставляя ясной пластике Чимабуэ утонченную выразительность легких силуэтов, величавой торжественности — задумчивость и одухотворенную грацию. Грандиозный двухсторонний алтарь Маэста (Величание Девы Марии, 1309—1311, Сиена, музей собора Опера дель Дуомо) — один из самых замечательных памятников итальянской живописи начала XIV в. Алтарь, включавший большую центральную композицию Маэста, 53 небольшие повествовательные композиции на темы жизни Девы Марии и Христа и 16 изображений пророков и апостолов, в XVIII в. был разобран на составные части, лицевая часть была отделена от оборотной, резное готическое обрамление утрачено. Существуют различные варианты реконструкции алтаря. Исходя из традиционного для Италии типа алтарной картины с житийными клеймами, Дуччо нашел принципиально новое, впечатляющее своей полифоничностью, образным богатством решение. В центральной композиции, изображающей сцену величания Мадонны, тема истолкована как апофеоз Девы Марии, являющейся в сопровождении многочисленных ангелов и святых, в сиянии золота и праздничном великолепии полнозвучных, насыщенных красочных тонов. В гармоническом единстве с этой торжественной композицией предстают у Дуччо сцены повествовательного цикла, решенные в то же время в иных, живых и естественных интонациях, разворачивающиеся на фоне скалистых пейзажей, светлых зданий с портиками и аркадами, в нарядных интерьерах, переданных в перспективном сокращении. Дуччо оказал огромное влияние на формирование сиенской школы и творчество крупнейших живописцев Сиены 1-й половины XIV в. от А. Лоренцетти до С. Мартини. Основные произведения: витраж алтарной части сиенского собора (ок. 1288, Сиена, собор), Мадонна на троне (ок. 1288—1300, Берн, Художественный музей), Мадонна с францисканцами (ок. 1300, Сиена, Нац. пинакотека), Мадонна с Младенцем (ок. 1300, Брюссель, собрание Стокле), триптих Мадонна с Младенцем и двое святых (ок. 1300—1305, Лондон, Нац. галерея), Мадонна с Младенцем (ок. 1300—1305, Перуджа, Нац. галерея Умбрии).
Лит.: Лазарев В. Н. Дуччо // Старые итальянские мастера. М., 1972; Brandi C. Duccio di Buoninsegna. Firenze, 1951; Carli E. Duccio. Milano; Firenze, 1952; Paolo d’Ancona. Duccio di Buoninsegna. Milano, 1956.
И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Дуччо ди Буонинсенья" в других словарях:

  • Дуччо ди Буонинсенья — …   Википедия

  • Дуччо ди Буонинсенья —         (Duccio di Buoninsegna) (около 1255 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы XIV в. Испытал влияние итало византийской живописи и французской готической миниатюры. Воспринял отдельные черты искусства Проторенессанса.… …   Художественная энциклопедия

  • Дуччо ди Буонинсенья — Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Ручеллаи . 1285. Галерея Уффици. Флоренция. Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) (около 1255 — 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы XIV в. Испытал влияние итало византийской… …   Художественная энциклопедия

  • ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ — (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255 1319) итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи 14 в. Лирические по духу, изысканные по линейному ритму и колориту произведения Дуччо ди Буонинсенья не выходят за рамки средневековых традиций… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дуччо ди Буонинсенья — (Duccio di Buoninsegna) (около 1255  1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи XIV в. Изысканные по линейному ритму и колориту произведения Дуччо ди Буонинсеньи (двусторонний полиптих «Маэста», 1308 11) отличаются… …   Энциклопедический словарь

  • Дуччо ди Буонинсенья — (Duccio di Buoninsegna)         (около 1255 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы (См. Сиенская школа) живописи 14 в. Стоял в стороне от новаторских исканий мастеров римской и флорентийской школ. Испытал воздействие итало… …   Большая советская энциклопедия

  • ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ — (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255 1319), итальянский живописец, основоположник сиенской школы. Первое упоминание о нем относится к 1278 и связано с украшением ларцов для городского архива Сиены. Его главное произведение алтарный образ Сиенского… …   Энциклопедия Кольера

  • ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ — Мадонна Креволе. Ок. 1280 г. (Музей собора, Сиена) Мадонна Креволе. Ок. 1280 г. (Музей собора, Сиена) [ итал. Duccio di Buoninsegna] (1 е упом. в 1278, Сиена до 3.08.1319, там же), итал. живописец, определивший своим творчеством направление… …   Православная энциклопедия

  • Дуччо ди Буонинсенья — ДУ́ЧЧО ДИ БУОНИНСÉНЬЯ (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255–1319), итал. живописец. Основоположник сиенской школы живописи 14 в. Изысканные по линейному ритму и колориту произв. (двусторонний полиптих Маэста , 1308–11) отличаются мягким… …   Биографический словарь

  • Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) — (около 1255 — 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи XIV в. Изысканные по линейному ритму и колориту произведения (двусторонний полиптих «Маэста», 1308—11) отличаются мягким лиризмом, эмоциональной… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»